Наступил Великий Пост… и вспомнилось об удивительных реликвиях города Парижа, тем более, что увидеть их, прикоснуться к ним возможно именно Великим Постом. Воспоминания эти относятся к марту 2006 года.
История Тернового венца Господа Нашего описана на сайте Православная Франция. Повторю вкратце с некоторыми дополнениями:
Терновый венец Спасителя в Х веке был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в Фаросской церкви-реликварии при императорском дворце вплоть до взятия города крестоносцами в 1204 году. Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у разорившегося латинского императора Балдуина II. Святыня была переправлена из Константинополя сначала в Венецию, а оттуда - в Париж. 18 августа 1239 года король и брат короля внесли венец в собор Нотр-Дам де Пари. В 1241 г. в Париж была принесена частица Креста Господня.
В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий была воздвигнута Сент-Шапель.
Само название "Sancta Capella (Sainte-Chapelle)", которое использовал король Людовик, являлось не чем иным, как традиционным латинским именованием Фаросской церкви. На покупку Тернового Венца было затрачено 135 тыс. ливров, на строительство капеллы - 40 тыс.ливров.
Вместе с венцом и фрагментом Честного Креста в капелле хранился один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря договору 1801 г. между Наполеоном и римским папой, а главное, потому что Наполеон пожелал короноваться именно Терновым Венцом, святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 г. Терновый венец и другие святыни были помещены в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари, где хранятся до сих пор.
Теперь, если позволите, моя личная история встречи с такими величайшими святынями.
Во время нашего, я пишу так, потому что путешествовала вместе с подругой, и фотографии делала именно она, пребывания в Париже случилось много замечательных встреч, но того, что произошло в пятницу 17 марта, мы просто не могли ожидать. На вышеуказанном сайте "Православная Франция" было сообщение, что в первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет. Каково же было наше удивление, когда в первый же день по нашем приезде отец Николай (иерей нашего Трехсвятительского подворья) сказал нам, что Венец вынесут в ближайшую пятницу. Пятница была и не Страстная, и не первая. В общем - Чудо.
Места нам отец Николай велел занимать поближе. Почти сразу, как мы пришли и разместились во втором ряду слева, началась служба. Сначала вышла девушка и запела красивым оперным голосом.
Потом в правом нефе показалась процессия. Впереди священник нес на подушке темно-красного бархата Венец, за ним дьяконы несли на таких же подушках Гвоздь и частицу Креста. Дойдя до входа в собор, процессия развернулась и по среднему нефу направилась к алтарю. Перед ним стояли три закрытых стеклом аналоя, похожих на пюпитры, в них поместили Святыни.
Кроме священнослужителей процессия состояла из довольно большой группы немолодых мужчин и трех женщин очень преклонного возраста, которые шли парами за Святынями. На мужчинах поверх обычных костюмов были широкие белые плащи, на дамах - черные элегантные платья до пят, кружевные наколки на головах и такие же, как на мужчинах, плащи, только из черного атласа. У всех на плащах на левом плече был нашит иерусалимский красный крест. Функции этой группы стали ясны по ходу службы. Когда Святыни положили на аналои, люди в плащах разместились на стульях, стоящих перпендикулярно остальным, лицом к алтарю.
Потом священник читал с кафедры, заиграл орган, и девушка опять запела.
Надо сказать, что перед службой по рядам прошли дамы и раздали листочки (помня о лимассольской промашке, мы тоже взяли). Текст был, Слава Богу, на латыни, поэтому можно было по нему следить. Там был еще и нотный текст, по этим нотам народ подпевал девушке. Качество исполнения в очередной раз порадовало и привело к выводу о поголовной музыкальной грамотности населения.
Дальше началось самое удивительное, о чем нас не предупредили, и чего ожидать, казалось, было нельзя. Священник взял Венец на подушке и спустился по ступеням.
Тут дяденьки в белых плащах поднялись и рассредоточились по храму. Мы сидели в левом нефе (даже лучше, сбоку виднее). Дяденька, стоящий у первого ряда, скомандовал всем сесть, потом поднял первый ряд и указал народу двигаться к центру, также поступил и правый регулировщик. И вот люди с двух сторон попарно стали подходить и прикладываться!!! Затем они возвращались на свои места. Когда кончался один ряд, поднимали и пропускали другой. Ведь мы даже не думали, что сможем хотя бы увидеть Венец, а получилось так, что и приложились. Полутора часа шла эта очередь, в конце приложились "рыцари" и дамы, и святыни унесли.
Мы сидели очень близко и было видно, что многие плакали…
Справа налево перекрестился только один человек, потом мы видели, что к нему подошла жена. Итого с нами и двумя матушками с подворья православных было шесть штук…
Прошу не судить строго, что-то уже могло забыться, да, и в католической службе я не очень разбираюсь.